Ее называют легендой советского кино, несмотря на то, что киноролей у актрисы было совсем не много. Зато театру она отдала более сорока лет жизни, уйдя из него лишь когда работать там стало невозможно. Как сложилась жизнь очаровательной киноразлучницы?
Майя родилась в семье известного советского актера Георгия Менглета и актрисы Валентины Королевой. Вскоре после рождения дочери началась война, и семья была эвакуирована в Сталинобад, ныне – Душанбе. А, когда трагические события закончились, Георгия Менглета пригласили обратно в Москву, в театр Сатиры.
Девочка, как и любой ребенок из актерской семьи, с ранних лет всем сердцем полюбила и театр, и кино. К тому же ей еще в детстве довелось дважды принять участие в съемках. Сначала в пять лет – в кинокартине «Лермонтов», потом уже школьницей. Когда Майя училась в девятом классе сын приятеля отца снимал дипломный кинофильм для вуза, в котором учился и попросил Майю выступить в роли актрисы.
Несмотря на точные представления о профессии и даже некоторый опыт работы в кино, девушка не видела себя актрисой. Она была несколько стеснительным подростком, представляла мир кинематографа особенным и сильно сомневалась в своей внешности.
Но ее друзья – Игорь Кваша и Светлана Мизери, которые собирались поступать в «Щуку», взяли ее с собой на просмотр. Девушке понравилась атмосфера театрального училища, а еще понравился абитуриент – Леня Сатановский.
Но твердо решить свою судьбу в пользу актерской профессии она в тот день так и не смогла. Из того визита вынесла лишь детскую влюбленность в настоящего красавца – Леонида. Они тогда только начали встречаться, и буквально сразу закончили. Майя говорила себе: «Я никогда не влюблялась в красавцев, это не моя история». И уговорила. На некоторое время они с Леней потеряли друг друга из виду.
Студентка
Матрос с Кометы (1958)
Шло время. Будущая актриса очень артистично и талантливо врала родителям, что собирается поступать на иняз и посещает соответствующие курсы. А сама тайком прошла отборочный тур в школу-студию МХАТ. Папе и маме призналась, что все же приняла решение продолжить династию, только когда увидела свою фамилию в списках зачисленных.
Студенты театральных вузов традиционно дружили между собой. Вот и «щукинский» красавчик Леонид снова замаячил на горизонте. Актриса вспоминает, что тогда юноша поразил ее каким-то внутренним шармом, настоящим свечением, искренностью и обаянием. Ей нравилось все: как он двигается, как поет, как улыбается…
Прежде, чем возобновить отношения с Сатановским Майя долго анализировала, что же из этого может получиться. Но в какой-то момент, прослушав очередной романс, который талантливый молодой человек пел специально для Майи, сдалась. Подумала, что это, наверное, и есть ее настоящая судьба, которая сводит ее с Леней во второй раз.
Еще студентом Сатановский сделал возлюбленной предложение. Теперь актриса соглашается: это действительно была судьба. Единственная любовь на всю жизнь. С Леней она прожила 60 лет. Умирал супруг на ее руках.
Актриса
Дело было в Пенькове (1957)
Когда Менглет училась на выпускном курсе, ее пригласили на пробы к новому кинофильму Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове». Молодая, с распахнутыми наивными глазами, еще ни разу не задействованная в кино, актриса вошла в павильон.
Увидев, что пробы проходит другая актриса, она села на чемодан и стала во все глаза наблюдать за происходящим.
Потом Ростоцкий признается: уже тогда знал, что в павильон зашла та самая его Тоня, которую он ищет. Робкая поступь, открытый взгляд. Видел, какая она непосредственная, как реагирует на происходящее, какая особая пластика появляется в движениях. Майю попросили сыграть сцену и с первого раза утвердили.
Еще на этапе подбора актеров критики кривились: ну не сыграют признанные красавчики Тихонов и Дружинина деревенских жителей! А когда режиссер утвердил на одну из главных ролей студентку и вовсе заведомо поставили на кинокартине крест.
Дело было в Пенькове
Дело было в Пенькове (1957)
Съемочная группа со всем актерским составом уехала в деревню. Чтобы «упростить» внешность столичных звезд, им было велено так и жить в той же одежде, в которой они снимались и выполнять все работы по хозяйству, которые выполняли деревенские жители.
До кучи красавцу Тихонову высветлили отросший чуб – чтобы казалось, что выгорел в поле на солнце, а широкие густые брови, не церемонясь, сделали чуть менее привлекательными – с помощью бритвы.
Спустя некоторое время сами деревенские жители не отличали актеров от односельчан, запросто и по-свойски обращались к ним за помощью и помогали сами. Заходили поболтать.
Актрисе часто задают вопрос, не ревновала ли Нонна Мордюкова, настоящая супруга героя Вячеслава Тихонова, в которого влюбляется агроном Тоня, сыгранная Майей. Оказывается, Нонна Викторовна приезжала на съемочную площадку, хмурилась и была недовольна. Вот только недовольство она выражала тем, как муж играет!
Мордюкова, выросшая в деревне, давала Тихонову наставления. Дескать, пройдись не спеша вокруг трактора, осмотри его задумчиво, принюхайся… Супруг вслушивался с благодарностью и действительно становился играл более правдоподобно.