Страх — быть «неудобным» ребенком

ЖИЗНЬ

Ребёнок – тонкое, чувствительное и ранимое существо, которое ни на минуту не хочет и не может быть отверженным нами. Он чувствует своё бессилие перед суровым внешним миром и старается любыми способами привлечь наше внимание, завоевать любовь.
А уж какими способами – зависит от его характера, воспитания и генетических особенностей. Если ваш ребёнок по сути своей – подвижный, можно ли требовать от него мечтательного спокойствия? Но и тот, и другой – готовы изменить себя за один лишь наш одобрительный взгляд.

Дети вообще неудобные создания. И пытаться сделать ребенка удобным и вписывающимся в интерьер задача сложная и неблагодарная.

Я сама получила от жизни уроков и встрясок, связанных с моим послушанием, излишней скромностью, робостью – следствием родительского воспитания. Я мучительно долго избавлялась от комплексов. Долго училась не бояться сказать, что я думаю, с чем-то не согласиться, защищать свои убеждения, стоять за себя, самой принимать решения.

Да, я была удобным ребенком, «была» – ключевое слова, я стала неудобным ребенком, после того как сама стала мамой…

Случилось то, что исчез СТРАХ быть ненужным  ребенком. СТРАХ – это именно, тот инструмент, та «красная» кнопка, на которую родители могут нажать и из неудобного ребенка ребенок превратиться в удобного. СТРАХ – что родители тебя разлюбят, если ты поступишь так, неверие в силы в своего ребенка. Потом этот СТРАХ переносится на подруг, друзей, коллег и ты для всех удобный, но не для себя.
Вообще-то, я очень хотела, чтобы мой ребенок был удобным. Все этого немножко хотят, верно? Было бы он таким, как я в детстве – веселым, спокойным, тихим и послушным – так, чтобы можно было везде ходить вместе, делать мои взрослые дела и не тратить по сорок минут на истерику из-за того, что мороженое купили не того цвета. Нужно доесть? Значит, доедай. Нужно прекратить игру? Значит, собирай игрушки. Нужно во всем соглашаться с взрослыми? Значит, никаких «но» – «нет, слова не хочу, есть слово надо».

Я помню ситуацию, когда с ним, годик нам был, я пошла в детскую поликлинику. И тут я воочию увидела разницу между удобными и неудобными детьми.

Удобные дети сидели рядом со своими мамами, им было сказано сидеть – они и сидели. Хотя вокруг было столько интересного! Расписанные красками стены изображали сюжеты из мультфильмов. Пеленальные столики могли быть прекрасной крышей для импровизированного домика, откидные стулья можно было закрывать или открывать – до чего интересно!

Но мамы сказали удобным детям сидеть – и они сидели. А мы с Иваном, что называется, носились по всему коридору. Потому что мир, окружающий его, был интересен. И он рассмотрел и потрогал все, что можно потрогать. Он вдоволь попрятался под пеленальными столиками и увлеченно закрывал и открывал все свободные стулья. И я все время была рядом с ним, потому что он был еще мал, чтобы отпускать его на большие расстояния от себя.

И я позавидовала мамам, с сидящими рядом с ними – воспитанными и послушными детьми. Хорошо им – сидят себе спокойно! С неудобным ребенком так не посидишь. С ним надо быть начеку. Ему нужно помогать исследовать мир. Его право на свободу передвижения в этом мире нужно поддерживать. При этом нужно ставить необходимые границы: что уже нельзя делать, например, заходить в любой кабинет, где идет прием. Но, уважая личность этого неудобного ребенка, ему нельзя просто крикнуть: «Туда нельзя!», потому что он не принимает прямых запретов, он отстаивает свое желание быть там, где он хочет быть. Ему нужно спокойно и с уважением объяснить, почему нельзя. И это тоже неудобно. Ведь куда проще крикнуть и запретить!

Я часто наблюдала, как этот ребенок ведет себя во дворе, общаясь с людьми.
Он смело идет к людям – взрослым или детям. Идет, не думая, что его могут не принять, что он может быть не к месту.

Он подходит к взрослым ребятам, чинящим во дворе велосипед. Он берет какие-то инструменты или детали, чтобы рассмотреть их поближе. Весь этот мир – для него. Он пока еще смел в этом мире.
Потрогав и рассмотрев все, что ему интересно, он отходит от ребят и идет дальше, к какой-то новой цели: к луже, по которой можно походить, к красивому камешку – и за ним тянутся “мальчишки”.

Каждый раз я поражалась этому зрелищу: идет такой малыш – пуп земли, идет, притопывая ногами, косолапя, смешной такой маленький человечек – и за ним тянется вереница мальчишек. Им почему-то хочется с ним общаться дальше.
Как-то я шла домой, и меня у подъезда остановил один такой мальчик.
– А Ваня выйдет гулять? – спросил он.
Вопрос меня просто смутил – зачем ему Иван? Что такого он, десятилетний мальчик, получает от общения с ним, если ждет, когда тот выйдет на прогулку?
Но они точно получают что-то от общения с такой маленькой личностью – чувство собственной значимости, чувство своей «хорошести», когда помогают Ивану, что-то ему объясняют. Еще его называют «магнит», он притягивает своей неудобностью всех. Наверное, потому что все мы где-то там в глубине души неудобные дети. И наблюдаем, как неудобный мальчик, «кайфует» от свободы и бесстрашия.
У меня неудобный сын. И слава богу. Он научил меня жить без страха.

Автор: Rybka

Поделись этой интересной статьей с друзьями, пусть они тоже будут в курсе!

[adsp-pro-1]

Оцените статью, нам важно Ваше мнение:
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
b-glife.ru
Добавить комментарий